Привет, друзья. Сегодня совсем нетипичный для моего блога пост – да, он о фото, но это не обзор фототехники, как раньше, а о технике съемки. Во-вторых, это вдвойне не мой пост – это перевод популярной публикации с забугорного сайта, но перевел ее не я, а мой коллега Ян. Ян профессиональный фотограф во всех смыслах этого слова, фотография – это его жизнь, и он зарабатывает этим ремеслом себе на жизнь. Раз Ян перевел эту статью, значит она достойна вашего внимания.
И еще один мелкий нюанс – я давно предлагал Яну завести свой блог, где бы он писал о фотографии, делился своими секретами и, собственно, фотографиями. Этот пост на моем блоге, это очередной намек, который покажет, что подобные заметки вызывают интерес со стороны читателей. Давайте поддержим пост ретвитами и лайками, выразим свое «спасибо». Итак, приступаем уже!
Эффект тилт-шифт — последний штрих в произведении искусства, который вот-вот сойдет с экрана Вашего смартфона на просторы фотосоцсети. Он может превратить заурядный снимок в шедевр, а может и в кашу — все зависит от того, насколько уместно Вы его используете.
Для непосвященных скажем, что тилт-шифт, это, вообще-то, название типа объективов, у которых одна половинка смещается относительно другой. Профессиональные фотографы используют такие объективы чтобы подчеркнуть резкостью какую-то определенную плоскость в снимке (не обязательно вертикальную или горизонтальную, и даже не в двух измерениях, а в трех), либо для увеличения эффекта минимальной глубины резкости. Эффект от использования такого объектива всего лишь эмулируется в Instagram, с помощью градиентного размытия, так что естественно, что фоторедактор ничего не знает о глубине (читай — трехмерности) Вашего снимка.
Поэтому, упрощенный, но все же достаточно мощный инструмент может сильно помочь Вам в деле привлечения внимания зрителя к определенной детали на снимке, если будет использоваться с умом.
7 простых правил использования Tilt-Shift
Не упускайте хвост удачи — усвойте эти маленькие подсказки и в один момент Ваши хипстерские фотки станут еще круче и трехмернее, а лайков еще больше!
Ищите вертикальные и горизонтальные оси-разделители
Первое правило линейного тилт-шифта в Instagram — найти четкую разделяющую грань между передним и задним планами (объектом и фоном). Это поможет объекту, который будет «в фокусе», как бы отделиться от фона и выйти на действительно передний план.
В редакторе Instagram тилт может быть не обязательно строго вертикальным или горизонтальным, но и по диагонали, лишь бы это была четкая ничем не разделенная грань.
В этом примере, вертикальная грань — граница знака, и знак на переднем плане явно в фокусе, когда вся остальная часть заправочного автомата оказалась размытой.
В примере справа — вывеска — объект фотографии, диагональ вывески и является гранью. Небо и асфальт «вне фокуса».
Часто, разница между отличным снимком с тилт-шифт и «кашей» — всего лишь в нарушении фотографом «граней», оси, по которой проходит размытие.
На первый взгляд, на этой фото станции Пенн Нью-Йоркского метро, ясно просится горизонтальная ось для тилт-эффекта. Мы хотим, чтобы люди были «передним» планом, а стены станции — «задним».
Но на снимке — лестница, которая «ломает» горизонтальную линию. Перила получились частично размытыми, зато люди, находящиеся за ними — «в фокусе». Это ломает иллюзию глубины пространства, которую тилт-шифт призван создавать.
В этом примере у нас четкий субъект на «переднем плане» — мальчик Джэвис. Однако нет четкой линии от края кадра до края, по которой можно было бы положить тилт-шифт. Результат — неказистое поле резко изображаемого пространства, и фотография, конечно, смотрится нелепо.
Четко определите, что является передним планом, а что — задним
Тилт-шифт можно использовать для выделения объекта как на переднем плане, так и на заднем, если говорить в терминах расстояния от точки съемки. Независимо от расположения объекта съемки, наша цель — определить четко, что в первую очередь должно привлечь внимание зрителя.
Несмотря на то, что короб светофора на самом деле расположен дальше, чем его собрат, относительно фотографа, эффект тилт-шифт позволяет сконцентрировать внимание зрителя именно на нем.
Глубина резко изображаемого пространства некорректна, если четко следовать физике, но картинка вполне имеет право на существование.
Подбирайтесь размытием как можно ближе к грани, но не захватывайте ее
Придется потренировать пальцы, чтобы научиться четко выравнивать границы размытия и «оси» на изображении так, чтобы не пересекать их. Тилт-шифт Instagram имеет достаточно резкие границы.
«Залезайте» размытием на границы, но совсем чуть-чуть, аккуратно. Залезете чуть больше чем надо — и эффект разрушен.
Используйте круговой тилт-шифт на круглых объектах
Казалось бы, какая элементарщина, но использование кругового эффекта на круглых предметах — как кастрюлька на примере справа — самый лучший выбор из двух возможных.
Очень трудно отделять от фона объекты со сложной формой. Можно попытаться оставить зазоры между объектом и гранью начала действия эффекта. Фигурка на столе моего коллеги не очень-то располагает формой к применению эффекта.
Изолируйте дуги
Внезапно круговой тилт-шифт позволяет работать не только с полными кругляшами.
Расширяйте радиус эффекта, как бы за пределы экрана, чтобы отрезать фон от объекта, имеющего форму дуги.
Это не очень точная наука — дуга, описываемая фонтаном на примере cсправа не сильно точно совпадает с круговым размытием Instagram. Но цвета фона и объекта достаточно близки, и хорошо поддерживают иллюзию.
Выделяйте некруглый объект на однородном фоне
А вот и исключение из правила «круглое только для круглого». Если Вы выделяете объект со сложной формой, когда он расположен на однородно залитом фоне, как например, равномерно покрашенная стена, или небо, — то эффект сработает! В таких случаях даже можно специально перемещать субъект съемки на нужный фон, но чаще, конечно, проще сместиться фотографу, чуть-чуть поменяв угол съемки.
На примере слева — моя коллега Кристин, и ее голова находится как раз на фоне равномерной белой стены. Эффект наложен так, что легко выбил из резкости компьютеры и прочие офисные штуки, привлекая внимание зрителя к девушке. Таким образом, практически неважно, где кольцо нерезкости заканчивается, если оно не затрагивает лицо девушки или мониторы вблизи.
На фотографии с игроком в покер (справа) мы можем не опасаться испортить снимок, сдвигая «за фокус» игровые фишки, поскольку правее фишек — фон из белой стены.
Так что смело оставим игрока (и его скотч) в фокусе, размышляющим над очередной ставкой, которая должна переломить ход игры.
А вот и славный песик Франклин, чья шерсть достаточно однородна, чтобы мы могли с помощью кругового тилт-шифта выделить морду (вроде бы, круглую с этого ракурса), таким образом, чтобы уши и тело уже были вне фокуса. И если постараться не зацепить кусок пола и не оставить его в неразмытым, получится эффект, будто пес засунул свой нос прямо в плоскость фокуса очень светосильного объектива.
Это милое фото девочки Джулианны почти выбилось в шедевры. Темный фон ПОЧТИ идеально располагает к тому, чтобы быть в расфокусе, но неоднородная текстура на стене и бутылочка с водой на переднем плане влезли на границу перехода от резкости к размытию и попытка не засчитана.
Если сомневаетесь — не надо
Иногда невозможно устоять и не навернуть еще килограмм изюма в виде тилт-шифта к каждой Вашей фотографии в Инстаграм. Но чаще всего эти фотографии не нуждаются в таком изюме. Если Вы не находите четкой оси, окружности, четкого отделения переднего плана от заднего, или Вам не удается отделить задний план от переднего, не нарушая физику глубины резкости, просто откажитесь от этого эффекта.
В конце концов: если Вы сделали все правильно, никто не заметит, что Вы это сделали :-)
Как и со всеми шедеврами, если все выполнено правильно, никто даже и не заметит, что вы применяли какие-то технические ухищрения. Не нужно стремиться к тому, чтобы фотография выглядела как обработанная тилт-шифтом. Нужно стремиться к тому, чтобы фотография выглядела великолепно. Подумайте о скромности в следующий раз, когда из-под Ваших рук будет выходить следующий шедевр.
БОНУС-СЕКЦИЯ: Какой фильтр лучше применить?
1. Amaro
Техника: Высветленный центр, небольшой сдвиг экспозиции.
Эффект: Увеличенная экспозиция добавляет светлости снимку, как бы прибавляет света на сцене, поэтому иногда фото может выглядеть резковато.
Когда использовать: Чем темнее исходная фотография, тем более выражен эффект. Используйте Amaro чтобы придать фотографии постаревший вид, как если бы Вы оставили отпечаток на солнце на длительное время.
2. Rise
Техника: Небольшой сдвиг экспозиции вверх, теплый баланс белого, желтоватый оттенок.
Эффект: Фильтр добавляет золотого свечения, и делает картинку мягче, более проникновенной.
Когда использовать: На крупных портретах, чтобы придать коже молодой вид, приукрасить действительность.
3. Hudson
Техника: Высветленный центр, поднятые тени и точка черного, холодный оттенок.
Эффект: Фильтр изменяет свет на фотографии, делая его голубовато-ледяным. Фото слева вполне могло быть снято теплым весенним деньком, но обработанное фильтром выглядит морозным.
Когда использовать: На уличных снимках, особенно на фотографиях архитектуры, чтобы получить модную нынче вибрирующую холодность.
4. X-Pro II
Техника: Виньетированные углы, высокий контраст, чуть золотой оттенок.
Эффект: Своим высоким контрастом фильтр добавляет сочности цветам, в то же время виньетка придает модный вид обработки Фотошопом, или использования старой светосильной оптики.
Когда использовать: X-Pro II чрезвычайно универсален, так что используйте его в разнообразных ситуациях, и для драматичных уличных снимков, и для композиционно сложных портретов.
5. Sierra
Техника: Поднятая экспозиция, низкий контраст, высветленный центр.
Эффект: Этот фильтр впрыскивает некоторой туманности в снимок, почти, как если бы Вы оказались во сне.
Когда использовать: Sierra может с легкостью выбелить кожу, так что приберегите его для бесценных портретных моментов, или для загадочных пейзажных снимков.
6. Lo-Fi
Техника: Высокая насыщенность, теплый баланс белого.
Эффект: Такой же, как если бы Вы кликнули на кнопку АвтоУлучшение в какой-нибудь захудалой программе обработки фотографий. Добавляет сильной насыщенности цветам и делает тени ярко выраженными.
Когда использовать: Порнографичные фотки еды. :-)
7. Earlybird
Техника: Виньетирование углов, теплый баланс белого, оттенок сепии.
Эффект: Это тот самый эффект, о котором сразу думаешь при словосочетании старинные американские фотографии. Красно-золотые тона пробуждают воспоминания о старине, а виньетка добавляет драматичности и акцентирует внимание на центре кадра.
Когда использовать: Портрет курильщика сигары или групповой снимок отчего-то невеселых хипстеров.
8. Sutro
Техника: Затемненные края, драматично-контрастные тени и света.
Эффект: Добавляет зловещей тональности практически каждому снимку, комбинируя богатство палитры и готичность.
Когда использовать: В следующий раз, когда в объектив Вам попадутся вампиры.
9. Toaster
Техника: Высветленный центр, виньетированные края, щербетовый оттенок.
Эффект: Несмотря на то, что многие фильтры Instagram виньетируют, Toaster настолько затемняет края, что делает Ваше фото мегадраматичным, состаривая и выжигая снимок.
Когда использовать: Когда Вам надо выделить объект или субъект в центре, а тилт-шифт не справляется с этой задачей, или его невозможно использовать.
10. Brannan
Техника: Металлический оттенок, высокий контраст, переэкспонирование.
Эффект: Фильтр насыщает яркие цвета, приглушая ненасыщенные. Добавляет сепийный эффект, а-ля фото 19 века.
Когда использовать: Отлично подходит для создания драматичного теневого рисунка, неважно, пейзаж это или крупная деталь.
11. Inkwell
Техника: Насыщенность цвета — в ноль.
Эффект: Черно-белое. Просто.
Когда использовать: С резкими тенями и игрой света. Например, особо подходит для фотографирования канделябров. =)
12. Walden
Техника: Переэкспонирование, желтый оттенок.
Эффект: Насыщает приятным, загадочным свечением снимки, особенно те, на которых много света.
Когда использовать: При фотографировании младенцев.
13. Hefe
Техника: Слегка виньетированные края, высокий контраст, высокая насыщенность.
Эффект: Похож на Lo-Fi, но слегка менее яркий. Добавляет сочного, но уютного настроения снимку.
Когда использовать: В помещении и на улице для добавления сочности и без того ярким цветам.
14. Valencia
Техника: Переэкспонирование, теплый баланс белого.
Эффект: Приглушенное настроение, но без полного вымывания цветности.
Когда использовать: Используйте для утонченного, античного настроения, даже при фотографировании больших объектов. Для фотографии этого особняка фильтр отлично подошел, передавая возраст строения, при этом, подчеркивая его деликатные цвета.
15. Nashville
Техника: Слегка поднятая экспозиция, низкий контраст, теплый баланс белого, увод точки черного в синий.
Эффект: Добавляет приятный пастельный оттенок снимку, как если бы его сделали через легкую дымку.
Когда использовать: На романтичных снимках, которым хочется придать винтажный вид.
16. 1977
Техника: Переэкспонирование, крановатый оттенок.
Эффект: Розоватые тона, и шелковистый вид, как те самые снимки, которые ваши родители снимали в 70х «на пляжу» =)
Когда использовать: Фильтр иногда отдает картинку плоской, поэтому используйте его для детализированных, полных трехмерной глубины сцен.
17. Kelvin
Техника: Высокая насыщенность, теплый баланс белого.
Эффект: Один из самых сложных фильтров в работе — применяя его к снимку Вы либо отпрянете в отвращении, либо запрыгаете от восторга. Скорее, это фильтр из серии «бабье лето», поскольку придает снимку полуденный румянец.
Когда использовать: На снимках с огромным количеством света, на фотографиях, которые нуждаются в теплом и расслабленном настроении.
18. Willow
Техника: Недоэкспонирование, высветленный центр, виньетка, низкий контраст в тенях.
Эффект: Слегка потрепанная черно-белая фотография, сделанная на винтажную ручную камеру, и недопроявленная в просроченном проявителе.
Когда использовать: Для фотографий друзей в путешествии на фоне Эйфелевой башни, или Пизанской покосившейся постройки, или улочек Праги. Но обязательно в хороших погодных условиях.
19. Mayfair
Техника: Высокая насыщенность, теплый баланс белого, высветленный центр, высокий контраст в тенях.
Эффект: Достаточно капризный фильтр, насыщающий цвета, прибавляя к ним желтоватый оттенок.
Когда использовать: Не подходит для крупных портретов и темных снимков, сделанных в помещении. Для придания фотографии драматичного ощущения последнего дня лета.
That’s all, folks!
Вольный перевод статьи How to Master Instagram Tilt-ShiF выполнил @Beast2537 — фоловьте его, он еще и не такое умеет!
На это все, дорогие друзья.
Не забывайте делать ретвиты и ставить лайки. Фоловьте Яна в Твиттере и Инстаграме — и там и там его ник @Beast2537.
Если вам интересны посты о техниках фотографии, дайте знать в комментариях, а я договорюсь с Яном, чтобы он почаще делился с нами «полезняшками». А может быть он наконец-то заведет свой блог, об этом я обязательно вам сообщу!
Всех с наступающим Новым годом!!! Всем желаю удачных апов и лучших мест в поисковой выдаче!!!
Статья интересная для профессионалов, Яну я могу посоветовать подружиться с Эдуардом его блог http://photoboke.ru/, он не только фотограф и не плохой но и художник.
Так вот посмотришь на работы, и думаешь, что как любителю, нужно еще точить и точить свое мастерство!
Смотрю на ваши фотки и анализирую сфои которые я делаю. Мне простому любителю еще долековато.
Я уже давно пользуюсь Инстаграм и люблю эту соц. сеть, но я никогда не задумывалась, когда какие фильтры накладывать, всегда ставила их наобум, как красивее будет выглядеть фотографии. Но ваша статья мне глаза на мир открыла, можно сказать. Спасибо, полезная статья, буду использовать информацию из нее!
Я тоже не профессионал, и очень полезно и интересно читать такие статьи, спасибо вам
я далеко не профессионал, но ваша статья очень классная и полезная, часто пользуюсь вашими советами в https://fotoo.org/ как раз мне ка новичку все в куче очень нравится)))